Ликбез о бюллетенях в почтовом ящике

Письменный опрос как форма принятия решения общим собранием ТС

Провести общее собрание участников совместного домовладения, будь то товарищество собственников или жилищный потребительский кооператив, весьма сложно по целому ряду причин: и собрать всех сложно, чтобы был надлежащий кворум; и помещение соответствующее, как правило, отсутствует, а погода не всегда позволит сделать это во дворе под открытым небом; и разговоров, а то и бессмысленной крики, на таких мероприятиях зачастую больше, чем выступлений по делу…

Но законодатель придумал, как всем в данном вопросе можно облегчить жизнь, предусмотрев такой способ принятия решения общим собранием, как проведение письменного опроса.


Эта процедура упоминается еще в общей для ЖПК И ТС главе 30 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) «Управление общим имуществом». И в пункте 4 статьи 172 ЖК и в пункте 3 статьи 180 ЖК почему-то посчитали нужным повторить, фактически, одно и то же: решение участников совместного домовладения принимается на общем собрании либо путем проведения письменного опроса. Потом еще в пункте 4 статьи 180 ЖК как-то робко попытались детализировать порядок проведения письменного опроса. А затем относительно организаций застройщиков (ЖПК) эти нормы как бы развернули в пунктах 7 и 8 статьи 187 ЖК, относительно товариществ собственников — в пунктах 10 и 11 статьи 215 ЖК. Но нормы эти практически совпадают, поэтому если в них слова «организация застройщиков» и «товарищество собственников» заменить на общую формулировку типа «организации участников совместного домовладения», то наш ЖК мог бы быть на несколько абзацев короче. Однако, короче и проще, у нас, как известно, не умеют, поэтому, как есть, так есть.

А есть много норм и мало ясности, и в результате, как показывают практика, читательская почта, вопросов по проведению письменных опросов у самих участников совместного домовладения и у руководства ТС и ЖПК возникает множество. Попытаемся найти исчерпывающие ответы.

Письменный опрос = общее собрание

Итак, согласно пункту 7 статьи 187 и пункту 10 статьи 215 ЖК при необходимости решение общего собрания членов ЖПК или ТС может приниматься путем проведения письменного опроса. Сразу же обратим внимание, что и относительно ЖПК, и относительно ТС данные нормы содержатся в статьях ЖК, определяющих порядок проведения и компетенцию общего собрания. Отсюда следует, что решение путем проведения письменного опроса может быть принято по всем вопросам, относящимся к компетенции общего собрания организации по управлению совместным домовладением, во всяком случае никаких исключений здесь ЖК не содержит. Такой подход подтверждается и общими нормами главы 30 ЖК, а именно уже приведенным выше пунктом 4 статьи 172 ЖК, где говорится, что решение участников совместного домовладения может быть принято на общем собрании или путем проведения письменного опроса участников совместного домовладения.

То есть письменный опрос в полной мере может заменять проведение общего собрания как таковое. Поэтому, на наш взгляд, проведение одного в год письменного опроса будет отвечать требованию пункта 2 статьи 180 ЖК о том, что участники совместного домовладения обязаны проводить общее собрание не реже одного раза в год. Был письменный опрос — считается, что было собрание. При этом, однако, правильно будет все-таки говорить «принятие решения общего собрания путем проведения письменного опроса», а не «проведение общего собрания путем проведения письменного опроса».

Бюллетени для голосования

Согласно общим для ЖПК и ТС нормам, а именно пункту 5 статьи 180 ЖК проведение письменного опроса осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений участников совместного домовладения по каждому вопросу, поставленному на голосование на общем собрании или включенному в опросный лист. Опросные листы должны быть направлены участникам совместного домовладения или их представителям заказным письмом и содержать однозначную формулировку вопроса и предлагаемые варианты ответа.

А в пункте 8 статьи 187 и пункте 11 статьи 215 ЖК указано, что при проведении письменного опроса каждому члену ЖПК (ТС) направляется нарочным под роспись в получении или заказным письмом с обратным уведомлением бюллетень для голосования единого образца, установленного правлением.
Здесь обращают на себя внимание несколько расхождений.
Во-первых, в одном случае документ, вручаемый участнику совместного домовладения для выражения своего решения, называется опросным листом, в другом случае бюллетенем. Во-вторых, (что более существенно) общие нормы допускают только один способ доставки опросных листов участникам совместного домовладения — заказное письмо. В то время, когда статьи 187 и 215 ЖК говорят еще об одном способе доставки — нарочным под роспись. В принципе, и в одном, и во втором случае ничего страшного нет, однако не можем не заметить, что все вместе эти и другие нестыковки при прочтении порождают у людей впечатление, что речь идет не об одном и том же, то есть порождают путаницу.

Что такое «нарочным под роспись», спрашивает одна наша читательница. Нарочный (сущ.) — это посланец. Направить нарочным под роспись — значит отправить не почтой, а человеком специально отправленным (уполномоченным), который вручит бюллетень из рук в руки под роспись о получении. Нам представляется, что этот способ доставки опросных листов-бюллетеней не просто имеет право быть, но и более надежен, и более оперативен. К тому же когда председатель или кто-либо из уполномоченных на то членов правления обходят квартиры и вручают бюллетень лично под роспись, у участника совместного домовладения есть возможность задать вопрос, что-то уточнить, высказать в конце концов руководству свою точку зрения. А вот практика, при которой предлагают проголосовать сразу же и вернуть бюллетень, не есть хороша, но к этому мы вернемся чуть ниже.

Согласно пункту 8 статьи 187 и пункту 11 статьи 215 ЖК бюллетень должен содержать:
повестку дня общего собрания членов ЖПК (ТС);
формулировку вопросов, голосование по которым проводится этим бюллетенем, и формулировку проектов решений по каждому вопросу;
варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные словами «за», «против», «воздержался»;
разъяснение порядка заполнения бюллетеня по каждому вопросу;
указание места представления заполненных бюллетеней, даты окончания голосования и даты заседания правления ЖПК (ТС). Надо так понимать, что имеется в виду дата заседания правления, на котором будут подсчитываться голоса, но сам законодатель ничего не уточняет на этот счет.

Здесь стоит обратить внимание, что как в статье 187, так и в статье 215 ЖК требования к содержанию бюллетеня изложены не совсем корректно. Была бы более уместной формулировка «бюллетень в обязательном порядке должен содержать…». То есть, если правление посчитает нужным внести в бюллетень еще какую-то информацию, то никто ведь не может запретить это сделать.

Так, например, кроме того, что анализируемая нами процедура может состояться в любую погоду и имеет больше шансов на необходимый кворум, чем любое собрание, следует отметить еще один очень важный ее положительный момент — технику подсчета голосов. Ведь согласно части 4 пункта 1 статьи 187 и части 4 пункта 1 ст. 215 ЖК каждый член ЖПК или ТС на общем собрании имеет количество голосов, пропорциональное размеру его доли в праве собственности на общее имущество. Можно себе представить, как сложно посчитать эти голоса/доли по поднятым рукам на собрании — каждую руку нужно переписать поименно, затем определить, сколько она имеет голосов (хотя практика голосовать на общем собрании бюллетенями тоже достаточно распространена и не противоречит закону). И совсем другое дело — считать эти голоса, не торопясь, сидя за столом, по опросным листам-бюллетеням. Так вот особенно облегчит эту задачу указание прямо в бюллетене не только ФИО участника совместного домовладения, но и размера его доли в праве общей собственности на общее имущество.

И, кстати, пункт 5 статьи 180 ЖК содержит требование о том, что в опросном листе должна быть указана доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество. А в пункте 8 статьи 187 и пункте 11 статьи 215 ЖК законодатель уже потерял эту мысль. Опять людям думай, а об одно и том же идет речь, или все-таки о разных вещах. На самом деле, конечно, об одном и том же: бюллетень для голосования (опросный лист) должен содержать как ФИО участника совместного домовладения, так и размер его доли в праве на общее имущество.

 Процесс голосования и подсчет голосов

Согласно пункту 8 статьи 187 и пункту 11 статьи 215 ЖК член организации застройщиков (ЖПК) или товарищества собственников, получивший бюллетень (опросный лист), заполняет его, выражая свое мнение по вопросам повестки дня («за», «против», «воздержался»), подписывает его и направляет по адресу, указанному в бюллетене. Значит, бюллетень должен содержать еще в обязательном порядке и графу «подпись».

Подсчет голосов согласно указанным нормам ЖК осуществляется правлением ЖПК (ТС), при этом члены правления вскрывают конверты на своем заседании, которое проводится не ранее чем через 15 дней после даты окончания письменного опроса.

Вот здесь мы вернемся к вопросу, который уже затрагивали чуть выше, а именно о практике голосования «не отходя от двери», непосредственно во время вручения бюллетеня (опросного листа). На наш взгляд, этого не стоит делать. У человека должно быть время подумать, посоветоваться с домашними, с соседями, с юристом даже, если это кому-то нужно. Кстати, не лишним будет указание на бюллетене и номера телефона, по которому можно что-то уточнить, выяснить, если у людей в процессе обсуждения (обдумывания) возникли какие-либо вопросы. В ЖК однозначно говорится, что участник совместного домовладения заполненный и подписанный бюллетень направляет по адресу, указанному в этом бюллетене, сделает ли он это в тот же день без раздумий — это его дело. Но требовать, чтобы сразу проголосовали и вернули опросный лист, по нашему мнению, будет незаконно.

Как видим, ЖК ясно и четко говорит также о том, что при подсчете голосов члены правления вскрывают конверты на своем заседании. Значит, бюллетень должен находиться в запечатанном конверте. Конечно, если участник совместного домовладения не запечатал сам конверт, по нашему мнению, это не должно служить формальным поводом, чтобы ставить под сомнение итоги голосования. Но лучше, чтобы соблюдалась буква закона, потому что нам известна уже и судебная практика, когда по абсолютно формальным причинам решения общего собрания, полученные путем проведения письменного опроса, признавались недействительными.

Поэтому если говорить о технической стороне подготовки письменного опроса, то будет меньше рисков возникновения каких-то неприятностей впоследствии, если каждому участнику совместного домовладения бюллетень для голосования (опросный лист) будет вручаться не просто под роспись, но и вместе с конвертом, причем подписанным. Чтобы человеку осталось только поставить галочку в нужном месте, расписаться, заклеить конверт и бросить его в почтовый ящик. Да, больше работы правлению, да придется потратиться еще и на конверты, но и больше шансов, что все пройдет в соответствии с буквой закона. Да и вообще, как нам кажется, надеяться на то, что люди пойдут на почту за конвертом ради этого дела — по меньшей мере легкомысленно.

Можно ли указать в бюллетене, чтобы запечатанные конверты бросали прямо в почтовый ящик ЖПК (ТС), минуя почтовые услуги? Если этот ящик общедоступен, то, по нашему мнению, можно, и даже вполне логично. Однако раз в ЖК написано, что, проголосовав, участник совместного домовладения направляет бюллетень по адресу, указанному в этом бюллетене, не стоит давать кому-то формальную зацепку в будущем, укажите в бюллетене точный почтовый адрес ЖПК (ТС).

Может ли правление принимать к подсчету бюллетени, которые поступили после конечно даты проведения голосования? В пункте 2 статьи 178 ЖК говорится о том, что принявшими участие в общем собрании участников совместного домовладения, проводимом в форме письменного опроса, считаются участники совместного домовладения, решения которых получены до даты окончания приема этих решений. Из смысла всей статьи 178 ЖК явствует, что она посвящена порядку проведения письменного опроса по выбору способа управления общим имуществом, то есть, когда, к примеру, товарищество собственников еще только создается. Однако мы бы советовали придерживаться этой нормы всегда. Установлен срок, в который должен быть проведен письменный опрос, указана в бюллетене дата, до которой этот бюллетень должен быть сдан для подсчета. И этих временных рамок стоит строго придерживаться.

Кстати, если уже мы заговорили о временных рамках, то нельзя не отметить, что ЖК их не устанавливает, то есть письменный опрос может проводиться как в течение одного дня (что, конечно, мы не советуем), так и в течение, к примеру, целого месяца. Оптимальный промежуток времени определяет правление. Хотя законодатель не согрешил бы, если бы установил минимальные и максимальные временные рамки проведения письменного опроса. Вместо этого содержится не совсем понятное требование о том, что вскрытие конвертов и подсчет бюллетеней проводится не ранее чем через 15 дней после даты окончания письменного опроса. Если исходить из того, что бюллетени, поступившие после даты окончания голосования, к подсчету не принимаются, то какой смысл в 15-дневной выдержке? Можем только предположить, что разработчики ЖК были очень плохого мнения о качестве почтовых услуг и исходили из того, что если в последний день голосования бюллетень будет отправлен на адрес ЖПК (ТС) почтой, то за 15 дней он должен все-таки дойти до адресата. Потому как, естественно, если дата отправки письма, проштампованная на конверте, не выходит за временные рамки проведения письменного опроса, то, исходя из общего правила, такой бюллетень должен быть принят к подсчету.

В пункте 8 статьи 187 и пункте 11 статьи 215 ЖК говорится также о том, что члены правления оформляют протокол об итогах письменного опроса, который подписывается всеми ими и заверяется печатью ЖПК (ТС). Бюллетени для голосования хранятся в делах ЖПК (ТС) в течение 5 лет, а протоколы — постоянно. Опять же, мы бы отметили это как преимущество по сравнению с голосованием, проведенным непосредственно на собрании участников совместного домовладения, процедура которого не предусматривает в обязательном порядке наличие бюллетеней для голосования, — здесь всегда можно проверить результаты, а при необходимости любому можно напомнить, как он голосовал. Чемпионов по прыжкам в сторону у нас, как известно, хватает, но если решение принято путем проведения письменного опроса и все сделано в соответствии с буквой закона, то отговорки типа «я не я, и хата не моя» уже не пройдут.

В заключение отметим, что голосование, проведенное путем письменного опроса, считается правомочным, если в нем приняли участие члены ЖПК (ТС), обладающие более чем двумя третями голосов от их общего количества, в то время когда для кворума обычного общего собрания достаточно более половины голосов (50% + 1 голос). Тем не менее, как мы показали выше, такая процедура принятия решения общим собранием, как письменный опрос имеет ряд своих преимуществ, а это значит, что она может и должна активно использоваться участниками совместного домовладения.

В то же время хотелось бы еще раз обратить внимание читателей и на уязвимую сторону этой процедуры — она несколько сложна, предполагает много формализма, а несоблюдение некоторых, казалось бы, мелких формальностей может привести впоследствии к отмене решения. Как показывает практика, достаточно долгий срок хранения бюллетеней, позволяет даже по прошествии нескольких лет пересматривать решения, принятые путем проведения письменного опроса, оспаривать их в судебном порядке. Поэтому при проведении этой процедуры важно максимально придерживаться буквы закона.

Автор: Александр ГОРБАЧ, юрист, журнал "УПРАВДОМ"
Источник: http://jildom.com/.

Комментарии